Синдром позвоночной артерии

Синдром позвоночной артерии (СПА) — это синдром, возникающий при патологиях, для которых свойственно сужение просвета одной или двух позвоночных артерий, деформация стенок и раздражение нервов. Это ведет к нарушению кровотока отдельных участков мозга, что, в свою очередь, чревато ухудшением качества их работы вплоть до критических состояний. Такое состояние опасно риском появления мигреней, нарушений зрения и слуха, потери сознания или даже инсульта, а в долгосрочной перспективе — возможна инвалидизация или летальный исход.

Как уже можно было понять из сказанного выше, синдром позвоночной артерии — это не самостоятельное заболевание, а комплекс симптомов, который может возникать при самых разнообразных патологиях. Так как он может говорить о наличии опасных заболеваний, такой серьезный недуг нельзя игнорировать и при подозрении на его наличие следует как можно скорее обратиться к врачу. Сделать это Вы можете в нашей клинике, ведь мы уже на протяжении многих лет занимаемся лечением патологий позвоночника и имеем в этом большой опыт, а для диагностики и лечения таких заболеваний используем передовые методы.

Механизм развития и стадии

Базилярная артерия — это единый сосуд в области затылочного проема, в который сливаются две позвоночные артерии, берущие начало в верхней части груди. Появление синдрома позвоночной артерии возможно как на фоне развития сосудистых патологий, так и вследствие поражения анатомических структур, окружающих кровеносные сосуды. Конструкция из двух позвоночных артерий и базилярной артерии называется вертебробазилярным бассейном. Эти артерии обеспечивают кровоснабжение головного мозга на 15-30%. При нарушении кровообращения в позвоночных артериях многие участки спинного и головного мозга испытывают нехватку кислорода и питательных веществ. В результате этого возникают головокружение, боли, шум в ушах, нарушение координации движений и потери сознания.

Синдром позвоночной артерии включает в себя две стадии:

1. Функциональная или дистоническая — появляются головные боли, головокружения, неустойчивость походки, потемнение в глазах, признаки фотопсии. Как правило, симптомы имеют приступообразный характер и заявляют о себе при долгом удержании головы в определенном положении или резком движении. Понять, что синдром позвоночной артерии переходит на вторую стадию развития, можно по наличию сильных и долгих спазмов артерий, потому что это значит, что патология способствует формированию очагов ишемии головного мозга.
  2. Органическая или ишемическая — в кровоснабжении тканей головного мозга появляются непроходящие нарушения, в результате чего начинаются сильные головные боли, головокружения, тошнота, рвота, а также нарушения координации, ориентации в пространстве и речи. Возможно падение при резком движении, как с потерей сознания, так и без нее, а после занятия горизонтального положения самочувствие улучшается.

Виды

Существует 4 вида синдрома позвоночной артерии, которые различаются причинами нарушения кровообращения в позвоночных артериях:

• Компрессионная (появляется при механическом ущемлении артерий)
  • Ирритативная (является следствием спазма мышечных волокон стенок артерий, что характерно при раздражении иннервирующих его нервных волокон)
  • Ангиоспастическая (прогрессирует при раздражении рецепторов, расположенных на уровне пораженного позвоночно-двигательного сегмента шейного отдела позвоночника и также сопровождается рефлекторным спазмом сосудов)
  • Смешанная (присутствует действие нескольких факторов)

Также, на основании особенностей протекания синдрома позвоночной артерии выделяют следующие его клинические формы:

• Синдром Барре-Льеу (головная боль, также возможны жар, озноб, увеличение потливости, трудности при глотании, нарушения равновесия и зрения)
  • Базилярная мигрень (мигрени с двусторонними нарушениями зрения, головокружением, нарушением координации движений, шумом в ушах, нарушениями речи)
  • Вестибуло-атактический синдром (головокружения, нарушение равновесия, тошнота или рвота, потемнение в глазах, ощущение нарушений в работе сердечно-сосудистой системы)
  • Кохлео-вестибулярный синдром (нарушения слуха, лицевые парестезии)
  • Офтальмический синдром (фотопсия, повышенная утомляемость глаз, снижение четкости зрения при чтении, работе за компьютером, признаки конъюнктивита, выпадение полей зрения)
  • Ишемические атаки (сенсорные и двигательные расстройства, нарушения речи, потеря зрения, головокружения, тошнота, рвота, нарушения глотания, нарушения координации движений)
  • Дроп-атаки (беспричинное падение без потери сознания)

Причины развития

Заболевания, которые могут способствовать появлению синдрома позвоночной артерии, можно разделить на три группы: врожденные аномалии, сосудистые патологии и вертеброгенные нарушения. Их объединяет то, что во всех случаях происходит либо сжатие кровеносных сосудов анатомическими структурами, либо уменьшение их просвета, и, как следствие, нарушение течения крови сквозь них.
Заболевания, при которых есть высокий риск развития синдрома позвоночной артерии, таковы:

• Остеохондроз шейного отдела позвоночника, протрузии, грыжи межпозвоночных дисков, спондилез
  • Патологическая подвижность шейных позвонков, базилярная импрессия, подвывихи суставных отростков позвонков, аномалии Пауэрса и Киммерли
  • Компрессия спинномозговых корешков
  • Тромбоз и атеросклероз позвоночных артерий
  • Доброкачественные и злокачественные опухоли

Помимо этого, причинами возникновения СПА могут быть:

• Фиброзно-мышечная дисплазия
  • Извитость и наличие перегибов позвоночных артерий
  • Гипертония
  • Системные васкулиты
  • Миофасциальный синдром
  • Сколиоз
  • Спондилолистез

• Головные боли, преимущественно в области затылка и лба
  • Боли в шее, появляющиеся и усиливающиеся при движениях головой или долгом сохранении одного положения
  • Головокружения, при которых могут быть нарушения равновесия и координации движений
  • Нарушения слуха и зрения
  • Ишемические атаки, сопровождающиеся речевыми, чувствительными, двигательными и другими расстройствами

Выраженность тех или иных симптомов СПА зависит от формы синдрома.

Диагностика

При диагностике синдрома позвоночной артерии проводится очный осмотр и неврологические тесты, а также, чтобы убедиться в правильности диагноза, пациенту назначаются данные диагностические обследования:

• Рентген или КТ шейного отдела позвоночника
  • МРТ шейного отдела позвоночника
  • УЗИ сосудов шеи с допплерографией
  • Стабилометрия
  • Общий и биохимический анализ крови
  • Аудиометрия

Иногда для правильной установки диагноза и его причин необходимы консультации других узкопрофильных специалистов.

Лечение

План терапии составляется для каждого пациента индивидуально с учетом формы патологии. Но главными целями лечения всегда становятся улучшение кровообращения в позвоночных артериях и нивелирование факторов, предрасполагающих к его ухудшению. Чаще всего синдром позвоночной артерии лечится в домашних условиях, но при частых ишемических атаках пациентам рекомендуется госпитализация, потому что существует большая вероятность инсульта.

В рамках лечения СПА больным назначают:

• Медикаментозную терапию
  • Мануальную терапию
  • Физиотерапию
  • Лечебную физкультуру (ЛФК)

Иногда требуется проведение хирургической операции, но при своевременном обращении за медицинской помощью такой необходимости удается избежать.

Уведомить о
0 комментариев